Сергей Прокофьев. 120 лет со дня рождения гения

120 лет со дня рождения Гения

 

Покуда к тебе относятся враждебно,

ты еще не превозмог своего времени:

ему не положено видеть тебя – столь высоким и

отдаленным должен ты быть для него

Фридрих Ницше

 

История – всего лишь поток времени. А время – бесконечно пронырливая, скользкая и наиболее искусная в своей изворотливости вещь, все попытки мысли, выразить которую равны ровным счетом нулю. С другой стороны, глаза легко его распознают: достаточно только посмотреть вокруг, в зеркало и немного задуматься о том кем ты был, кем ты стал, и что оставишь после себя. Но это личная история каждого, есть и другая – объективная. Именно эта история возможна благодаря бесконечно малому количеству людей, истинных гениев, которые всегда оставляют после себя целые вечности.

Одному из таких «творцов», а именно Сергею Сергеевичу Прокофьеву, в Донецкой области посвящен нынешний, 2011 год, приуроченный 120-летию со дня его рождения. Почему в Донецкой области? Поскольку именно Донецкий край является родиной этого гениального деятеля. Здесь 23 апреля 1891 года, в селе Красное (бывшем имение Сонцовка) и родился Сергей Сергеевич Прокофьев.

Село Красное сейчас представляет собой небольшую туристическую Мекку нашего края для ценителей творчества непревзойденного композитора. Жаль только, что это место, позиционирующее себя как единственный музей С.С. Прокофьева, образовано лишь через сорок три года после смерти замечательного музыканта. Но, тем не менее, здесь находиться целый мемориал, посвященный С.С. Прокофьеву, состоящий из музея его жизни, превосходного концертного зала, церкви, где он был крещен и бывшего дома родителей. Возле этого дома находиться гранитный камень, как бы стела посвященная музыканту. Это самый лучший памятник, который можно посвятить гению, бессмертный, неопалимый и божественный в своей бесформенности, как и его музыка явно божественна, но имеющая форму лишь в нашей душе.

С.С. Прокофьев действительно является одним из величайших творцов не только российского, но всемирного наследия, чей гений увы был признан лишь отчасти, в силу того что было можно сочинять в Советской России и как именно сочинять. Доказательством тому стало постановление ЦК КПСС от 10 февраля 1948 г., в котором творчество выдающихся композиторов ХХ века Шебалина, Шостаковича, Хачатуряна, Мясковского и Прокофьева было оформлено как формалистское, антинародное, и якобы подражающее капиталистическому вырождающемуся Западу. А через 10 лет, 28 мая 1958 г. ЦК КПСС принял постановление об исправлении ошибок, допущенных при оценке произведений в этом документе, но Прокофьева уже не было в живых.

Всегда легко осудить в силу собственной убогости, а после впопыхах издать официальное извинение, а еще через сорок с небольшим лет организовать музей на месте малой родины. Немного стыдно за действия властей, которые во все века и повсюду одинаковы: вначале сжигают на костре, а через пятьсот лет посвящают в сан святых. Но дело не в цифрах и датах, ими очень легко манипулировать, дело в бессмертии искусства, и в том, что истинные резолюции пишутся не в постановлениях, а «на плотяных скрижалях сердца».

Великий гений С.С. Прокофьева был бесконечно выше этого, он лишь хотел творить. Творить то, что он считал истинным, пусть даже эта истинна «кусается», не зря еще в раннем возрасте он сам называл свои небольшие пьесы «собачками». И он творил, творил страстно, целенаправленно и бесконечно честно. Поэтому мы не просто слушаем цикл пьес «Сказки старой бабушки», знаменитую «Скифская сюита» или смотрим балет «Ромео и Джульетта» мы ощущает, переживаем и как бы наполняемся лирической ностальгией, дикостью и воинственностью языческой Руси и бесконечным шекспировским трагизмом. И пусть часто эти откровения не сразу распознаются нами, привыкшими все анализировать рационально, «измерять линейкой», забывшими о духовном в бесконечных разговорах о духовном, вес их ни чуть не убыл, а скорее наоборот, лишь увеличился. Ведь истина она как солнце, ты можешь закрываться от него руками, но оно никуда не исчезает, а после ослепляет еще больше

Произведения этого демиурга музыки действительно подобны откровениям, а откровения, как известно, понимаются лишь немногими. Немногие десятки лет назад его поняли и поддержали, приобщаются к его творчеству и сейчас немногие, как те же немногие слушают С. Рахманинова, любят художественные картины Ч. Чаплина и восхищаются творчеством П. Пикассо, людей с которыми Сергей Сергеевич лично виделся и общался. Потому и сейчас покупая билет на вечер, посвященный его творчеству в  Донецкой областной филармонии, носящей его же имя, не увидишь аншлагов и толпящиеся толпы разношерстных людей в фойе, подобных по случаю очередного американского блокбастера в каком-либо кинотеатре города. Так оно и должно быть истинное искусство для тех, кто понимает, или, по крайней мере, для тех, кто честно стремится к этому.

Не следует об этом забывать, создавая рекламные проспекты для туристов, призванные лишь продавать. Ведь сам Прокофьев никогда себя не продавал, чтобы угодить другим или целой эпохе (он создавал собственную), почему же подобное можем делать мы? Мы готовы называть именем гения аэропорт и даже рисовать ноты на самолетах лишь бы во всем мире знали, что Донецк – родина великого композитора, забывая о самом композиторе, да и о музыке в целом. С.С. Прокофьева знают, любят и ценят во всем мире не зависимо от его национальности, политических позиций и идеологических взглядов, так пусть и наш Донецкий край начнет любить его не потому что он – наш земляк, а в первую очередь потому, что он великий человек.

Наш долг не включать записи бессмертного творца прибывающим в аэропорт туристам, а «включать» их в сердцах, позволить им открыть нам то, чем была музыка для самого создателя; не вульгарно продавать наше великое наследие в глянцевых брошюрах, а просто способствовать его жизни, чтобы поход в филармонию или поездка на родину композитора не были приурочены 120-летию со дня его рождения, а были неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, тогда ее не продеться делать культурной, она сама будет таковой по определению.

© 2010
Руслан Дмитриев

Специально для туристической фирмы «Лазурит»

(при использовании данного материала ссылка на www.lazurit.com.ua обязательна).


 

E_mail
Телефон
Вопрос